История парома и строительство моста через реку Уссури

История Кировского муниципального района — Твой район. Твоя история.


Мост через реку Уссури (отремонтирован в августе 2021 года)

Историческая справка

Первое упоминание о паромной переправе через р.Уссури, протекающую по территории  Кировского района, встречается в распоряжении № 15 Кировского райдоротдела от 22 апреля 1940 года, в котором на должность паромщика, построенной переправы принимается Смолянский Федор Корнеевич. Это было большое событие для граждан района, т.к. паром соединил два берега реки между районным центром и заречными сёлами. До его появления все добирались «в окружную (52 км)», через с.Иннокентьевка Лесозаводского района. С началом работы парома это расстояние сократилось втрое.

Паром обеспечивал круглосуточную связь между берегами для переправы граждан, техники и транспорта. Перемещался при  помощи каната, идущего поперек, реки, с помощью лебедки. Для причаливания к берегам, были построены приста­ни.

С развитием сельского хозяйства, увеличением численности населения,  образованием новых предприятий и организаций нагрузка на паромную переправу в разы увеличивалась. Паром всё меньше справлялся с возросшей нагрузкой, что сдерживало развитее зареченских сёл.

Вопрос о строительстве моста через р.Уссури, стоял на повестке дня годами. В 1975 году Председатель крайисполкома Штодин Илья Иванович баллотировался кандидатом в депутаты Верховного Совета по Спасскому избирательному округу. На встрече с избирателями Кировского района жители дали ему наказ, оказать помощь в строительстве моста. По его просьбе, Хабаровский проектный институт выполнил и изготовил технико-экономическое обоснование строительства моста через р.Уссури. Сначала проект признали не рентабельным, однако строительство моста не снималось с повестки дня. Руководители района ежегодно поднимали этот вопрос. Прошли годы. Многое  изменилось.

Только тогда когда в 1987 году Председателем  райисполкома Кировского района стал Кулинич Анатолий Иванович, вопрос наконец-то был решён. Благодаря его настойчивости, кропотливому труду, умению убедить краевое руководство. Проект был признан рентабельным и в 1988 году был дан старт начала строительства моста. На протяжении всего строительства возникало много проблем, которые приходилось решать на ходу. Мостостроительной организации помогали многие строительные организации района. Но несмотря на все трудности 30 ноября 1991 года мост через р.Уссури был сдан в эксплуатацию.


Решение райсполкома от 12.05.76 о работе парома


приложение № 1 к решению от 12.05.76 тарифы на перевозку


приложение № 2 к решению от 12.05.76 Правила пользование паромом


Идет заезд на паром 1977


в ожидании парома сентябрь 1979


в ожидании парома лето 1980


Паром на приколе, весна 1982г.


На середине реки, лето 1985г.


июль 1987г. фото Михайлова


Статья в газете Сельская новь от 23.03.88

Строится мост на Уссури

Алексей Федорович Чернуха —начальник участка на строительстве моста через реку Уссури. Как идут дела на этом важном объекте района — волнует, пожалуй, каждого кировчанина, а зареченцы так до сих пор, как они говорят, сглазить боятся. Рассказать обстановку на строительстве моста ваш корреспондент Е. Коровицкая и попросила А. Ф. Чернуху.

—Сейчас уже не сглазят. Вы сами видите, как за месяц поднялись вверх сразу две русловые опоры — самые трудные для нес. Сейчас до ледохода нам нужно срочно забетонировать на них ригеля. На обоих опорах уже не получится, успеть бы хоть на одной. А вообще в плановые сроки строительства мы укладываемся, так что в 1991 году мост у кировчан будет.

—Но, насколько помню, была обещана его досрочная сдача, к 7 ноября 1990 года. Это уже нереально!

—Возможно, досрочная сдача и будет, но я сомневаюсь. Мы потеряли много времени зимой, как раз на строительстве двух русловых опор — не получился планируемый способ их постановки вымораживанием. Пришлось всё «переигрывать» на ходу, а на это понадобилось время. И теперь, несмотря на беспрерывную работу в последний месяц, набрать прежние темпы будет тяжело. Плохо и с поставкой металла, который с перебоями поставляет наша Уссурийская база, а также Московский завод металлоизделий (дело в том, что только он один выпускает специальные конструкции для строительства мостов). А последние два дня подводят ваши энергетики — отключают электроэнергию, и мы не можем выдать достаточное количество бетона.

—Только что главный инженер вашей организации проверял качество выполненных вами работ. Было ли сказано что-либо насчет появившихся трещин на этих опорах!

— Собственно поэтому он сюда и приехал. Не скрываю, это брак в нашей работе. Но он не столь существенней. Дело в том, что опоры окольцованы так называемой бетонной скорлупой, на которой и появились трещины. На устойчивость моста это не повлияет. Но будем, конечно, их «залечивать».

—Здесь очень много техники.

—И этого количества все же не хватает. Машин с Уссурийской автоколонны для отсыпки площадки под сборку конструкций недостаточно. Необходимы также два трактора «Беларусь». Нам оказывают помощь местные организации, а такие, как автоколонна № 4 треста «Лесозаводскводсрой», совхозы «Комаровский», «Кировский», «Преображенский» стали нашими постоянными помощниками. Их техника работает здесь всё время. Помогали некоторое время и многие другие предприятия, но сейчас их пыл несколько охладился. А сейчас для нас дорога каждая единица техники. Большую помощь оказывает районный комитет партии, лично первый секретарь, без которого, если честно признаться, нам не удалось бы выполнить работ даже на 30 процентов.

А пока, я повторюсь ещё раз, нам срочно нужно отсыпать площадку под сборку конструкций. Хотелось бы попросить всех руководителей предприятий и организаций района помочь в скорейшей отсыпке, не допустить отставания плановых работ строительства.



Строительство моста первые строители А. Будулуца 1988г.


Строительство началось поставлены 2 опоры будущего моста август  1988


Строительство моста началось март 1988г. фото Михайлова


Идет строительство моста, паром продолжает работать апрель 1988


Статья в газете Сельская новь от 23.04.89

Будет мост через Уссури

Эти снимки были сделаны нашим фотокорреспондентом Б. Михайловым на строительстве моста через Уссури в последние дни перед началом ледохода. За месяц изменилось здесь многое. К русловым опорам, конечно, уже не подступиться, что не успели там сделать мостостроители — будут заканчивать следующей зимой. Сейчас все работы —на берегу. Техники и людей намного поубавилось, и по сравнению с мартовскими днями эта строительная площадка теперь кажется почти пустой — нет той колонны машин из Уссурийска, что были задействованы на отсыпке площадки для сборки конструкций.

Если начать с худшего, то бригаде монтажников предстоит много дополнительной работы: нужно переделать первую, береговую опору (на снимке видны ее вертикальные стойки). Дело в том, что проезжая часть моста была запроектирована меньшей ширины, а когда эта береговая опора уже была почти смонтирована, проектировщиками было решено расширить мост.

— Хорошо, что мы еще на правом берегу такую опору не поставили, — с иронией произносит мастер участка Ф. Е. Ложкин, — з то пришлось бы еще больше бетона долбить. Ушло впустую труда немало, обидно всем, кто здесь трудится. Но ничего не поделаешь. Завтра приедет автор проекта, будет помогать нам разбираться. А пока продолжаем строительство второй и третьей опор, а также работаем на правом берегy. Для трех опор там положен подводный бетон, а на остальных будем заниматься, когда немного спадет в реке вода: песчаный грунт не дает сейчас там возможности работать в полную силу.

Отсыпают площадку для сборки конструкций теперь машины только ДРСУ, с которым заключили мостостроители договор. Отсыпать, как говорит Федор Егорович, предстоит еще много, отсыпана ее только десятая часть, так что сновать небольшим машинам ДРСУ здесь еще долго.

Строится рабочими ДСУ-5 и обводная дорога от моста для грузового транспорта, проходящего через поселок Кировский. Она огибает поселок, выходя на трассу Хабаровск—Владивосток уже где-то в районе Острой сопки. Строящаяся дорога сразу разгрузит улицу Набережную, по которой сейчас движется этот грузовой поток, заставляя жителей многоэтажек с тревогой отпускать на улицу своих детей.

Трудна работа у мостостроителей — за сотни километров от дома, семьи, зимой — на жгучем морозе, летом — на томящей жаре (вспомним прошлогоднее лето).

—Трудно у нас сработаться, войти в наш разъездной режим, соглашается Федор Егорович,— немало тех, кто не выдерживает, несмотря на хорошие заработки. Но много на предприятии и ветеранов это, как правило, все специалисты, рабочие опытные, выносливые. Так получилось, что вы сфотографировали членов бригады, которые работают у нас отлично, но не много. Трое монтажников — Геннадий Федорович Попов, Владимир Федорович Волчун и Павел Петрович Гостевский трудятся по шесть лет. В их практике уже есть сданные в эксплуатацию мост через реку Малиновка в Дальнереченском районе, там же мост в районе Любитовки. Как правило, у всех этих монтажников eсть смежные профессии — бетонщиков, сварщиков. Олег С. (первый справа) пришел в бригаду только год назад, так что только познает азы нашей профессии.

Спрашиваю, какие объекты кроме этого моста, возводят строители.

— Сейчас другие бригады строят два небольших моста в Михайловском районе, в Пограничном районе, а также в самом Пограничном совместно с китайской бригадой мостостроителей. Объектов много, но самый крупный — это, конечна мост через Уссури: самый длинный и с большим количеств земляных работ. Поэтому начальство наше бывает здесь чаще чем на других стройках, тщательно ведется контроль. Не нее пристальное внимание и со стороны ваших руководителей района — видимо, настолько надоела вам уже эта паромная переправа.

Как ни на каких других участках нашего управления, здесь оказывается большая помощь местными организациями. В последнее время часто помогали механизмами, отсыпкой грунта коллективы МСО, ПМК-37, бывшей ПМК-29. Общими усилиями со строительством этого объекта справимся.

Е.МУРАВЬЁВА



Строительство моста зима 1990г.


Строительство моста зима 1990г.


Строительство моста, зима 1990г.


Приемка моста статья в газете Сельская новь 30.11.1991г.

Мост о котором так долго мечтали, в строю

Конечно, было красиво. Была алая ленточка, перетянутая через весь огромный мост, соединивший берега Уссури возле райцентра, и торжественный момент ее разрезания на кусочки, вторые потом брали на память строители-мостовики. И много, очень много слов благодарности им, пожеланий. Была и строгость, тем не менее, государственной комиссии по приемке моста в эксплуатацию, уточнение недоделок, пусть даже и мелочных, незначительных по сравнению с масштабом такой стройки.

А в то время, когда заседала эта строгая комиссия, председатель райисполкома А. И. Кулинич пролил свет на начало этого строительства, напомнил момент, о котором почти все уже забыли. Оказывается, еще в начале 70-х годов на выборах народного депутата, председателя тогдашнего крайисполкома Штодина, кировчанами, собравшимися на встречу с ним в еще старый Дом культуры, был дан наказ о строительстве этого моста через Уссури. Надо сказать, что мост волновал жителей нашего района во все времена, и во все времена эту проблему как могли, старались решить. Будущий народный депутат понимал, что строительство моста он «выбить» в верхах вряд ли сможет, там как мост по всем меркам был нерентабельным, и мало вероятно, чтобы в то время такую стройку разрешили. Но он пообещал, что техника-окономическиe расчеты для строительства будут все же выполнены. И вот тогда через много лет из уст М. С. Горбачева раздались слова о том, чтобы большее внимание оказывалось социальной сфере, руководители района опять подняли проблему строительства моста. И тогда были найдены все документы по технико-экономическим расчетам сделанным — обещание депутата было выполнено.

Но мост все равно был нерентабельным. Споры и споры в высоких краевых кабинетах, огромная помощь конструкторов, которым по ходу строительства потом пришлось его снова переконструировать в срочном порядке, помогли делу. А когда в 1988 году мы увидели на реке первых строителей, оборудование, то все равно в такой скорый и благополучный исход мало кому верилось. Всем знакомы трудности на стройках такого масштаба, да еще если они н находятся где-то в отдельно взятом районе. Сколько людей, проезжая рядом со стройкой через реку, безнадежно махали руками: «Видите, как они строят? Никого не видно. Может детям только придется поехать впервые».

Действительно, в первое время, после нескольких месяцев напряженной работы, стройка вдруг встала. Оказалось, у строителей-мостовиков из Уссурийска просто не хватает мощностей для строительства моста такого размера. Хорошо, что на помощь вовремя пришел мостоотряд № 26 треста «Мостострой-8» из Комсомольска на Амуре.

С начальником участка Г. Ф. Кослщыным, с которым мы во время строительства встречались не раз, беседуем теперь уже в последний:

— Вы работали в нашем районе долгие месяцы, и, наверное, не раз вам требовалась какая-то помощь.

— Без всякого преувеличения скажу, что где бы мы ни строили, особенно в вашем крае, кировчане нам помогали как никто другой. Такого отношения к строителям мы нигде еще не видели — так велико было, наверное, ваше желание иметь этот мост. - Какой бы вопрос мы ни поднимали, нам тут же его помогали разрешить — и в ремонте техники, оборудования и, особенно, в снабжении продуктами питания. Из Комсомольска же не будешь возить, да и нечего. Поэтому здесь нам иногда отдавали буквально последнее. Особенно в совхозах «Марьяновский» и «Преображенский», в райпо.

Нам повезло, что нашлись такие строители. Об этом нам, кировчанам, говорили все. У комсомольских мостовиков кадры очень квалифицированные, опытные, те, что осваивали еще мосты на БАМе. Отличная техника, высококлассное, мощное оборудование тоже, во многом сыграли роль. Даже когда пол года на последние два пролета не поступали из центра страны (и уже опасались, честно говоря, что в таком хаосе мало что поступит) металлоконструкции, а в сентябре месяце они, долгожданные всеми, наконец пришли, то эти строители успели все же уложиться в назначенный срок. Правда, здесь они уже больше благодарят погоду, что дала им теплые дни для завершения строительства.

Выступавших в этот торжественный момент было много. Они говорили о том, что зареченские женщины не будут теперь рожать в машинах, дети будут вовремя приезжать на каникулы и праздники к родителям, совхозы — не тратить тонны и тонны лишнего горючего для поездок в окружную, и что вообще зареченская сторона наконец-то не будет «зоной». А она действительно таковой и была — самые бедные, нищие и неухоженные села — именно    здесь,    за    речкой, это известно всем. Так что мост, говоря словами председателя райисполкома А. И. Кулинича, огромное событие в социально-экономической жизни этих сел, да и района в целом.

И еще об одном хочется оказать. Все таки    мы,    кировчане,- люди удачливые. Задержись совсем немного мы с этой стройкой - окончания ее нам не видать вовек при таком экономическом разладе в стране, как сейчас.

Кусочек ленты, которую раздавали на память строителям, я взяла    тоже — в районный музей

Е. МУРАВЬЕВА



Приемка моста разрезания ленточки ноября 1991г.


Приемка моста запись репортажа  для ВГТРК Владивосток 30.11.91


Приемка моста интервью с начальником строительства Чернуха А.Ф. 30.11.91


По новому мосту через р.Уссури едут первые машины  30.11.1991


Другие фото


Лиман дядя Федя паромщик

Важно! Если у Вас имеется дополнительная информация, пожалуйста, поделитесь ей. Можно оставить в комментариях или прислать нам по ссылке
Материал обновлён 29.08.2021

Понравился ли вам этот материал?

Да Нет
0 человек считают материал интересным

Самые свежие материалы Кировский-ДВ - с прямой доставкой в Telegram
Аватар Кировский-ДВ
Статус: онлайн
10 комментариев
serhio_deni
Сергей Денисенко ,
Паром на Еленоку был в районе Иванова озера.Точнее межу ним и Гусевым озером.

Грица
Александр Грицаюк ,
На одной из фото 1987 года виден Урал - вахтовка. Это явно тот новенький Урал, что получил в то время Первомайский ЛЗП из Хвищанки. Водитель - Мельник Анатолий. С тех пор он только на таких и работает. рядом с паромом, где сейчас рыбачат, отдыхают и гравий копают был нижний склад леспромхоза. Каждый рабочий день сюда приезжали на вахтовке рабочие с Хвищанки. Чаще всего это был Газ-66, но иногда посылали Урал. Который частенько мотался в Кировку по делам (иногда за дефицитом, пока вся бригада работала на раскряжовке и скатке леса.

serhio_deni
Сергей Денисенко ,
Да. там еще в 90-е была огромная яма. И безлесый, гравийный крутой склон. Сейчас - болото.

serhio_deni
Сергей Денисенко ,
Одновременно с мостом появилась и дорога от Горного на Самарку.

serhio_deni
Сергей Денисенко ,
Через Иннокентьевку добирали в зареченскую зону как минимум два сезона в год: во время ледохода и ледостава Ну, в наводнения, конечно.

serhio_deni
Сергей Денисенко ,
Немного неточностей: Паром в Успенке существовал еще в дореволюционные времена. Точнее их было два: через залив Южный (Пименский паром) и в районе Архангеловки. В годы гражданской воны местные партизаны устроили засаду на архангельском пароме во время переправы на нем японцев. Те стояли так густо, что убитые даже не падали...
В годы ВОВ через Уссури была налажена, храняемая зенитчиками понтонная переправа. И построена дорога через перевалы к шетухинскому мосту.
Дело по строительству моста сдвинулось с мёртвой точки в конце 80-х, когда произошло потепление отношений с соседним Китаем, и, соответственно, изменилась военная доктрина СССР. Больше внимания стало уделяться обороне побережья. Поэтому приграничным частям был нужен выход к морю.
Подписи к фото на 50% неверные.

Грица
Александр Грицаюк ,
Интересно, а паром в Архангеловку где был? Возможно именно там же.

serhio_deni
Сергей Денисенко ,
Паром в Архангеовку был там где реку ЛЭП переходит.

Грица
Александр Грицаюк ,
Сергей, а был ли паром в районе между Еленовкой и Монастырем (Горные Ключи)

serhio_deni
Сергей Денисенко ,
Конечно был. Причем долгое время. А паромы в районе Успенки появились несколько позже. Причина в заболоченности мест. Поэтому гужевые пути были по возвышенностям. Права Арсеньев в своем дневнике пишет о неком пароме ние Успенки, но, думаю, он имел ввиду Еленовский паром.
Кстати, паромы были еще в районе Подгорного (не долго) и Марьяновки (долго).Также был и паром у Иннокентьевки

Добрый вечер Гость, расскажите что Вы об этом думаете?