«У Instagram* сейчас не лучшие времена». Интервью с автором соцсети Now Дмитрием Марининым |
|
![]() фото: скриншот Now 24.07.2022 в 10:38
Бывший разработчик «Яндекса» Дмитрий Маринин собрал команду и за несколько месяцев создал российскую альтернативу Instagram — соцсеть Now. Уже работающий сервис повторяет оригинал, однако автор Now заверил, что он не намерен вслепую копировать, а готов создавать собственные функции и форматы. О том, могут ли Now отключить из-за рубежа, кто финансирует разработку и какая «киллер фича» планируется в ближайшее время — в интервью «Газете.Ru».
29-летний Дмитрий Маринин — российский IT-специалист. С 2006 по 2015 год работал фрилансером, а после — в сервисах «Яндекса». С октября 2015 по май 2018 года занимал должность Frontend Team Lead в «КиноПоиске», а с мая 2018 по февраль 2020 года разрабатывал программное обеспечение для сервиса «Яндекс.Музыка». В 2020 году в течение восьми месяцев занимался разработками для «Яндекс.Облако». С марта 2022 года занимается собственным стартапом Now. Мобильное приложение визуально почти полностью повторяет Instagram (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией). Соцсеть разработана командой Маринина вскоре после новостей о блокировке Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией) и Instagram. В настоящее время выпущены официальные версии Now в App Store, Google Play и Huawei AppGallery. В отличие от «Россграм» приложение полностью рабочее, в нем уже можно регистрироваться и загружать фото и видеоролики. Также внутри реализованы почти все функции Instagram, в том числе публикация «сторис». Кто пользователи Now?— В конце апреля вы сообщали про 200 тыс. пользователей в Now. Сколько у вас на данный момент пользователей? — Близимся к отметке в 400 тыс. пользователей. В прошлом фиксировали около 4 тыс. новых пользователей ежедневно, однако сейчас этот показатель сильно плавает из-за лета, сезона отпусков. Некоторые пытаются вести блоги сразу в нескольких новых соцсетях, поэтому кто-то приходит нерегулярно, кто-то возвращается через некоторое время. Может быть 3 тыс. новых пользователей в один день, а в другой день всего 200 человек. Когда мы поднимаемся выше в рейтингах магазинов приложений, это способствует повышению новых регистраций. — Как подбирается контент для пользователей Now во вкладке «Интересное»? Используются нейросети? — В данный момент нейросеть фильтрует недопустимый контент, не давая ему попадать в общую ленту.
Пользователи любят живую хронологическую ленту, им она нравится. — Большинство пользователей Now из России? Сколько их примерно в процентном соотношении — около 80%? — Точно больше 50%. Сложно сказать точнее, потому что многие используют VPN-сервисы. Из-за этого у нас статистические данные размазываются, — кто-то из Германии определяется, кто-то из других стран. При этом мы можем определить тех, кто действительно пользуется из-за рубежа: это возможно по стране магазина приложений, откуда проводилась загрузка. Там не такие большие цифры, но мы открыты для всего мира в App Store и Google Play.
Планируем в перспективе конкурировать наравне со Snapchat и другими социальными медиа. Сейчас это усложнено мировой ситуацией, и не все так просто, поэтому мы приспосабливаемся к неопределенности. У нас достаточно мотивации делать хороший продукт и сильная поддержка со стороны пользователей. — С какой мобильной ОС больше пользователей — на iOS или на Android? — Разумеется, на Android, потому что у людей больше гаджетов на этой мобильной ОС. Тут еще момент с запуском — у нас более 100 тыс. пользователей тогда скачали самый первый APK-файл из нашего Telegram-канала, когда еще приложение только готовилось к выходу в Google Play и App Store. И многие все еще сидят на этой версии, а мы их активно пушим, чтобы обновлялись.
С App Store был более долгий процесс модерации в первый раз, когда загружали приложение к ним. На прошлой неделе мы появились в AppGallery, магазина приложений для смартфонов Huawei. Там уже более 14 тыс. скачиваний и хорошие отзывы. Однако с AppGallery была другая сложность — название приложения. Нам не разрешали использовать названия «Now» и «Now App». Долго вели переговоры по поводу именования, в итоге добились разрешения использовать Now App. Нам говорили что это «общие слова» и стоит их избегать. В итоге ситуация разрешилась в нашу пользу. — В российские магазины приложений, помимо RuMarket, планируете заходить? — Пока у меня позиция такая, что эти магазины больше про красивую витрину с APK-файлами, чем про серьезное использование. Это полезно для банковских приложений, так как они пропали везде из других «сторов». Но большинство приложений все еще доступны в Google Play и AppGallery, поэтому пользователи будут обращаться чаще туда. Сталкивались с тем, что в отечественных магазинах приложений пока что надо отправлять документы на почту, ожидать подтверждения и позже опять же по почте присылать APK-файл. Думаю, что в дальнейшем это изменится. В любом случае, время все расставит на свои места. Финансирование разработки— Сколько сотрудников в настоящее время работает над Now? — Основа команды — три человека. Кроме меня это Дмитрий Дедов и Леонид Артамонов. У нас есть команда тестировщиков из 20-30 человек. Это устоявшаяся команда, которая прошла с нами огонь и воду. Они тестируют каждую предрелизную сборку и очень помогают выловить все возможные недочеты.
Блог внутри приложения помогает вести отдельная команда. Они сначала были неофициальным сообществом, но в настоящее время мы дали им статус официального.
«Киллер фича»— Будут ли в Now закрытые профили? — Мы считаем, что закрытые профили, как в Instagram, это некий костыль. Потому что у человека масса причин закрывать профиль. И да, показывать контент конкретным людям — одна из них. Но это будет решаться выбором конкретных пользователей, которым доступен ваш контент. Туда можно добавить отдельно родственников и/или друзей. — А планируется ли некая «киллер фича», которая выделит вас среди остальных соцсетей? — У нас будет крайне необычная подписка для пользователей, не как у OnlyFans или Boosty. Подписка основана на том, что пользователи будут финансировать платформу и одновременно авторов контента. Мы идем на риск с таким предложением, но это необходимо.
В результате не нужно оплачивать за каждого блогера отдельно, каждый раз вводить данные снова и держать кучу подписок на разных авторов. Пока мы в процессе определения того, какой будет эта сумма. — А как финансировалась разработка Now все это время? — Основные вложения — мои личные инвестиции. Сейчас команда тоже подключается и инвестирует свои средства. Конечно, есть понимание, что так не может продолжаться бесконечно.
У нас первая задача — покрыть расходы на инфраструктуру. А чем больше пользователей, тем больше операций проводится и тем больше мы платим за это. Еще появился аккаунт Boosty, на котором уже 70 подписчиков за три дня, так что пользователи уже начинают поддерживать нас финансово. Сложности работы в Крыму— Не опасаетесь зависимости от Firebase [платформа для разработки мобильных приложений, которая дает создателям множество инструментов и услуг, среди которых собственные алгоритмы шифрования, а также защита от DDoS-атак и регистрации нескольких аккаунтов с одного IP-адреса — «Газета.Ru»], принадлежащего Google, при работе вашего приложения? Возможно ли его использование против вас? — Сейчас действительно стоит учитывать больше разных рисков. У нас не завязано все на Firebase. Мы понимаем подобные риски и законодательство стран, в том числе и России. У нас есть «Яндекс.Облако» для данных российских пользователей, чтобы соблюдать требования по хранению. В то же время инфраструктура у множества компаний сейчас вне границ. С трафиком та же история. Например, трафик с Дальнего Востока далеко не всегда идет не напрямую по России. Зачастую он, условно, делает крюк в Китай, затем в Европу и только потом в Москву. С этим связаны и потенциальные проблемы с работой для пользователей в Крыму, а также в ДНР и ЛНР. Там трафик идет так, что ты то определяешься в Европе, то в России.
Мы стремимся добиться доступности на уровне Telegram, чтобы приложение могло установить соединение независимо от того, где вы находитесь. — Борьба с Google в данном случае имеет смысл? — На инфраструктуре Google очень многое завязано. По сути мысли о блокировке облака Google и их чисто технической инфраструктуры — это то же самое, что мысли о том, чтобы вставить себе палки в колеса. — На случай возможного отключения от Google имеется запасной план? — Да, у нас есть репликация [синхронизации содержимого нескольких копий системы и данных — «Газета.Ru»], в том числе сервиса авторизации. Мы перенаправим в таком случае мастер-версию Now на «Яндекс.Облако». Но в таком случае конечно есть другие риски.
У «Яндекса» пока нет таких возможностей по масштабированию необходимых нам ресурсов. — Комплект средств разработки Flutter, на котором написан Now, может навредить вашему приложению из-за санкций? — Это разработка Google, но на самом деле в команде Flutter много русскоязычных ребят, и он открыт для всех. Я не слышал, чтобы они участвовали в этой политической истории. Малый бизнес— Есть идеи по развитию аккаунтов для малого и среднего бизнеса? — У нас уже появляются аккаунты, которые все ведут по привычке, как в Instagram, и для них это очень комфортно. У нас все полноценные функции для этого уже реализованы — ссылки, моменты [аналог сторис — «Газета.Ru»]. Имеются планы по созданию бизнес-аккаунта, но не в формате того, что у одного человека несколько аккаунтов, как в Instagram. Ведь зачем одному человеку создавать ради таких коммерческих страниц отдельный полноценный аккаунт? У нас как раз будет один аккаунт, на который можно будет создавать несколько профилей. Создатель такого бизнес-профиля сможет давать права доступа другим сотрудникам, если речь о компании. Это удобно с точки зрения безопасности и пользовательского опыта. Если у компании сформирован SMM-отдел, то можно сразу дать доступ менеджеру с правами администратора, а он затем может добавлять туда своих подчиненных. Или, например, у человека имеется автосервис. Он создает профиль этого бизнеса и сможет поменять интерфейс у такой страницы, указав в том числе контакты компании.
— То есть это будет работать на манер Telegram-каналов? — В целом да. У этой модели есть еще одно преимущество с точки зрения безопасности. Сейчас Instagram часто блокирует аккаунты бизнесов из-за VPN или входа с подозрительной локации. Например, если владелец дал логин и пароль от аккаунта SMM-менеджеру из другой страны. Instagram видит, что все время заходили из Москвы, а тут вдруг внезапно вход из Лондона, например. В итоге аккаунт блокируют, и далеко не всегда это кратковременная история, иногда аккаунт может быть потерян надолго, а его владельцу предстоит длительное разбирательство со службой поддержки. Конкуренция за место Instagram — Что думаете о других командах, которые разрабатывают свои аналоги Instagram? — Если посмотреть на ребят, которые делают аналоги, то заметно, что у них нет понимания продукта. Они просто смотрят на то, как он выглядит и пытаются повторить именно визуально. И в итоге все равно не выходит повторить это на должном уровне. С точки зрения аналогов Instagram у нас самое похожее и работоспособное альтернативное решение. В Now работают все привычные свайпы, интерфейс похож, но у нас есть свой взгляд на то, как развиваться дальше.
Meta (признана экстремистской организацией) запрыгнула в гонку за аудиторией, конкурируя с TikTok. Это сместило фокус всей платформы именно на вертикальный видеоконтент. Не всем это нравится, не всем это удобно и необходимо. Также это отодвинуло на второй план публикации/сторис. Очевидно, что в ближайшее время они будут активно как-то решать эту проблему.
— Опасаетесь того, что потеряете аудиторию в случае разблокировки Instagram в России? — У Instagram сейчас переходный период, когда меняется интерфейс и портится привычный пользовательский опыт.
Технологически те же Reels быстро и круто работают, но зачем они — многим не понятно. Кто-то говорит что это «формат будущего», а кто-то видит все минусы и проблемы этого формата, или называют его «мыльным пузырем» который в какой-то момент лопнет. И сторис тоже были взяты из Snapchat. То есть у них как будто нет понимания, что делать с Instagram. Просто берут другие форматы и едут дальше. Борьба с накрутками— Судя по вашим оценкам, уже к осени у вас будет полмиллиона пользователей. Рост аудитории означает и риск роста накруток внутри Now. Как с этим собираетесь бороться? — Мы именно поэтому и не торопимся с маркетингом. Мы работаем над этим сразу в нескольких направлениях, постоянно совершенствуем механизмы, которые препятствуют появлению ботов и спам-активности. С самого старта мы также минимизируем различную спам-активность от пользователей, которые пишут одинаковые комментарии, или массово подписываются на другие профили. — Как именно? — Например, у нас нет рядом с никнеймом при пролистывании ленты кнопки «Подписаться», для этого надо перейти в сам профиль. Однако накрутчики уже набили руку и научились делать эти два действия вместо одного. Это постоянная борьба, которая будет вестись технологическим путем. Система уже отмечает таких пользователей, которые за короткий срок подписываются на более чем N профилей или пишут спам-комментарии. — А в Now появится возможность официально продвигать свой контент, отказавшись от классических накруток? — В ближайшее время у нас появится бесплатный способ продвижения профилей и публикаций в Now.
Ведь известно, что зачастую публикуют в определенное время, чтобы были выше охваты. Мы хотим снизить эту необходимость, снять это напряжение с авторов. Эта функция станет вторым шансом для их публикаций. https://www.gazeta.ru/
Больше новостей в Telegram @kirovskydv
| |
0 комментариев | |