Понедельник, 01.03.2021, 20:08
 
Авторизация


или через соцсети
Поиск




Проекты

Официальное объединение велосипедистов Кировского района


Пещера «Таёжная» так и не открыла свои тайны
Официальные новости 09.01.2021 20:16 1002

В первые холодные дни этого года в Кировский район прибыла команда профессиональных спелеологов из Хабаровска в составе 4 человек для изучения пещеры «Таёжная». Которая, как многим известно, расположена к северу от села Хвищанка на территории Дальнереченского района. Но, поскольку добраться к ней можно только со стороны Хвищанки, то многие считают её «своей» - кировской.

Кстати, среди местных бытует другое название пещеры – «Мраморная». На специальных спелеологических сайтах иногда мелькают названия «Хвищанская» и «Хуанихезская». А вот спелеологи упорно называют её «Хвищанская». Так что она действительно – наша.

Узнали в Хабаровске о ней из кратких сведений Владивостокского спелеоклуба, а затем из открытых источников в интернете, в частности и из материалов, представленных сайтом «Кировский-ДВ». Затем вышли на администрацию Хвищанского сельского поселения и далее наладили связь с заинтересованными людьми и проводниками уже здесь, в Кировском районе. Таким образом, была подготовлена экспедиция к пещере, в которую входило несколько задач: полное изучение строения пещеры; составление подробного топографического плана и объемного плана; выявление карстовых образований в непосредственной близости, и самое главное – проведение раскопок и проходческих выработок для обнаружения других элементов пещеры. К слову, данная команда спелеологов как раз и специализируется на таких «раскопках» на большой части Дальнего Востока. На их счету много новых открытий - пещер, неизвестных ранее гротов, залов и ходов, которых, как они называют – «раскопали». Когда незначительная в виду пещерка размерами в десятки метров вдруг превращается в огромную пещеру с залами и ходами протяженностью в сотни метров.

Именно такой план и был заготовлен для «Таёжной». Для этих целей у них было специальное проходческое оборудование – «пещерные» ломы, молотки, лопаты, специальные перфораторы и отбойники, работающие на мощных аккумуляторах. На вооружении имеется другое специальное оборудование и аппаратура. Например, так называемый «Глаз Бога» - ручной прибор, на который крепится специальный планшет с управлением и 12-метровый гибкий прочный оптический кабель. Через который можно визуально, благодаря прикрепленной на конце миниатюрной видеокамере и фонарику, обследовать самые узкие и непроходимые проходы и отверстия.    С его помощью планировалось увидеть, что же скрывается в загадочном колодце на дне пещеры, который уже много лет так манит исследователей и всех, кто в ней побывал.

Имеется точный прибор для замера движения потоков воздуха. С его помощью можно определять, откуда происходит выход воздуха, его температуру, интенсивность и выявлять места для поиска неизвестных ранее полостей, пустот и проходов. С помощью другого современного прибора, работающего по принципу сканирования пространства лазерными лучами, можно вычислять точные данные расстояния, углов по азимуту и падению с различных пикетов. Затем, загрузив эти данные в специальную программу на компьютере, строится подробное объемное изображение пространства и 3D модель пещеры. Однако, не всё задуманное воплотилось в жизнь. «Таёжная» так просто свои тайны не раскрывает. Но, обо всем по порядку.

Спелеологи прибыли в Хвищанку, где местная администрация поселения любезно предоставила им свое помещение для базирования. Где можно было в комфортных условиях приготовить пищу, расположить оборудование и устроить ночлег. В дальнейшем планировалось, по прибытию на пещеру обосноваться на несколько дней для работы и жилья… в самой пещере. Не многие знают, и будут удивлены, что зимой в пещере температура воздуха чуть выше ноля градусов (древние люди знали, где зимовать). Для этого у спелеологов имеются специальные плоские спелеологические палатки, напольное покрытие из специализированного материала, газовые горелки для отопления до необходимой температуры. Вместе со спальными мешками это создаёт вполне приемлемые условия для временного проживания и ночлега. Правда, в связи с другими физиологическими и прочими потребностями человека, такие условия комфортными назвать очень сложно. Но по сравнению с тем, что на поверхности лютый мороз, то выбор места обитания вполне очевиден. А в Хвищанке в эти дни утренние морозы было под минус 35 градусов.

Возникает вполне справедливый вопрос – а почему данную экспедицию нужно было организовывать именно зимой, а не в теплое время? Когда все условия для деятельности вроде бы как намного комфортнее.  На что спелеологи, занимающиеся поиском новых пещер и новых их проходов, отвечают, что именно в холодное время года многие работы выполнять гораздо удобнее. К примеру, в зимнее время на карстовых полях можно визуально увидеть «дышащие» отверстия – проталины, изморось, замёрзший конденсат и прочие признаки выхода теплого воздуха из подземных полостей на поверхность. Зафиксировав эти результаты, можно сделать анализ и запланировать дальнейшие работы по поиску и открытию новых проявлений карста и пещер уже летом. Вместе с возможностью изучения скальных известковых образований.

Незамерзающие ручьи – тоже существенный признак. Обычный человек либо пройдет мимо такого ручья, либо, обратив внимание, просто пожмет плечами, не дав ответа на такую природную аномалию. Опытный же спелеолог знает, что теплая вода в таком объёме появиться на поверхности в лютую стужу может только из крупных подземных полостей, заполненных водой. А это уже признак карстовой деятельности и, обнаружив место выхода воды и изучив местность вокруг, можно приступить к «открытию» очередной пещеры. Так, в этой экспедиции, недалеко от р. Быстрая, спелеологами было выявлено два таких ручья.

Однако, самая большая проблема была в другом – до пещеры нужно было добраться и каким то образом доставить все оборудование и снаряжение. Члены экспедиции выехали с Хвищанки ранним утром и двинулись на север по вполне проезжей зимней дороге. Кстати, в летнее время уже на этом участке пути лучший транспорт для передвижения – легкий танк. Поэтому в последние годы к пещере никто не мог пробиться и все подъезды и подходы к ней заросли кустарником и молодыми деревцами. Но уже буквально через 10 км. накатанная дорога резко свернула влево – туда, где велись лесозаготовки и по которой навстречу ехали тяжелые КрАзы. Далее было только колея, по которой, тем не менее, мощный японский внедорожник двигался без проблем. И все же, за 11 км. до пещеры дорога оказалась совершенно не проезжей.

Не смотря на то, что путь был довольно неблизкий и стоял мороз в минус 25 градусов, спелеологи были неумолимы в своём стремлении добраться до пещеры и приняли решение продолжить движение пешком, оставив одного человека у автомобиля на месте стоянки. Вооружившись подробными картами, JPS-навигаторами и взяв с собой только самое необходимое, выдвинулись на разведку. Спелеологи были ребятами опытными, давно и много участвовавшими в туристических и спелеологических походах по стране на большие расстояния. А некоторые из них помимо всего – опытными альпинистами, поэтому, расстояния их не пугали. Путь облегчало то, что почти до самой пещеры проехал снегоход и немного укатал дорогу. Заход к ней был проведен с противоположной стороны от того, которым всегда пользуются при её посещении. 

Для организации поисков самой пещеры и других образований карста, спелеологи выстроились в цепь и в кратчайшее время её нашли. Наконец то, впервые за все время исследования пещеры были получены точные координаты её нахождения с помощью современных систем позиционирования. Оказалось, что на существующих картах, первоначально, с помощью простого компаса и глазомера она была обозначена довольно точно, лишь с небольшими погрешностями. Кстати, группа спелеологов из Владивостокского спелеоклуба, которая несколько лет назад приезжала и обладала теми же данными, найти её так и не смогла, хотя бродила практически вокруг неё. Но они были в летнее время, поэтому, густые заросли, конечно же, препятствовали поиску.

За время последних посещений пещеры произошли некоторые изменения. Например, исчезла указательная табличка, установленная около её входа - возможно, её сорвал крупный зверь. Сгнили бревна, к которой ранее всегда крепились веревки для спуска. А так же, оказалось, что крупный валун скатился вниз по карстовой воронке ко входному отверстию, значительно затруднив вход в пещеру. Спустившись в саму пещеру, спелеологи обнаружили самое неприятное – она практически вся была заполнена водой. Находиться можно было лишь частично в Малом зале. О продолжении работ не могло идти и речи, планы по изучению пещеры и проведению раскопок в данный период окончательно рухнули.

Однако, опытный взгляд специалиста сразу определил места для дальнейших поисков и так сказать, приложения усилий в следующей экспедиции. Они обратили внимание на своеобразную форму карстовой воронки – одна её часть является вертикальной стеной, заканчивающейся проходом, что не так характерно для классических карстовых воронок. Изучив её, они пришли к выводу, что вход в пещеру образовался в результате провала свода (потолка) крупной пустоты (зала) в пещере. Провал образоваться мог в результате некоторых тектонических движений, например, землетрясения или серьезного размыва относительно «тонкого» потолка. В результате обрушения одна часть пещеры вместе с входом была завалена, а вторая часть образовала нынешний вход в неё.

Таким образом, разделив пещеру на две части, одна из которых и скрыта сейчас пока от нас. В доказательство этой версии при входе в пещеру, справа от неё найдены выходы теплого воздуха. С той стороны, где продолжения известной ныне части пещеры пока не обнаруживалось. Выходить воздух может только по системам трещин или ходов, присыпанных землёй и глиной из крупных полостей засыпанной части пещеры. Поэтому, помимо уже известного в Большом зале Колодца, это еще одно место для проведения серьёзных раскопок. И есть большая вероятность того, что в результате их откроются другие залы, гроты и ходы с продолжением. Так же на схеме были зафиксированы все многочисленные карстовые воронки и другие проявления карста вокруг пещеры для дальнейшей работы.

Совершив, по сути, героический пеший марш-бросок в более чем 22 километра по заснеженным таёжным дорогам в лютый мороз, экспедиция уже в сумерках начала движение на машине в обратный путь.

На данный момент экспедиция не смогла выполнить часть задач, которые были перед ней поставлены. Однако, в результате её была проведена серьёзная разведка и намечены цели для продолжения работ по исследованию пещеры и поиску её продолжения или других пещер, которые могут располагаться рядом. Пока предварительно определено время проведения таких работ в июне. Спелеологи надеются, что им будет оказана в этом деле всесторонняя помощь. В первую очередь она заключается в предоставлении проходимого транспорта.

В идеале это вездеход, трактор с прицепом, либо мощный проходимый автомобиль типа ГАЗ-66, «Урал» или КамАЗ. Хоть вахтовый, хоть кунг, хоть грузовой для доставки оборудования, снаряжения и людей. А так же заинтересованных людей, которые могут оказать любую помощь на месте при раскопках. В летний период можно будет обосновать полноценный палаточный лагерь около пещеры и организовать интересные работы. Поэтому, обращаемся ко всем заинтересованным лицам, кто желает принять участие в планируемой экспедиции, а в особенности тех, кто владеет необходимой техникой, присоединиться к нам.

«Таёжная» пока не открыла нам всех своих тайн. Но это, думается, только пока.

P.S. На сайте «Кировский-ДВ», на вкладке «О районе» имеется описание пещеры «Таёжная». Правда, несколько устаревшее. В ближайшие дни описание будет обновлено, появятся дополнительные графические материалы и вы можете ознакомиться с данным описанием.


Фотоматериалы


Видеосюжет




При использовании этого материала, ссылка на сайт kirovsky-dv.ru обязательна!
Грицаюк А.И.
опубликовал Грица
отредактировано 09.01.2021 в 20:32
Мраморная, пещера, экспедиция, ТАЁЖНАЯ


Прислать новость Размещение рекламы

Сайт работает благодаря пожертвованиям таких людей, как вы. Пожертвовать



avatar
0
На сайте во вкладке "О районе" обновилась информация по пещера "Таёжная", где вы можете более подробно ознакомиться с её описанием и историей исследования.

avatar
0
Александр Любимов,
Лошадь или осёл на такой местности - самый лучший транспорт . В крайнем случае подойдёт верблюд, но они пугливые )))

avatar
+1
Сергей,
И охото же им было в такую глухомань с Хабаровска переться, да ещё и погоду выбрали совсем уж не кайфовую. Суровые D83DDE0E

avatar
+1
Ребята действительно отчаянные и увлечены любимым делом. Не стоит забывать, что спелеология - это еще и довольно затратно. Плюс ко всему, это не столько туризм, сколько практически научная работа, требующая определенных теоретических и практических знаний и навыков.

avatar
+4
Сергей Денисенко,
Я бы тоже хотел бы ещё раз в ней побывать... Помнится моя статья в "СН"о нашем посещении пещеры называлась "Нам открылись тайны подземелья"... Оказывается - не все!)

avatar
+3
Помним, помним... Потому так и назвали.

avatar
+3
Alexander,
Если что, я хотел бы присоединиться. Так что записывайте)
Правда у меня нет техники...

avatar
+1
Зачем тебе техника? Ты можешь собрать целый отряд велосипедистов и присоединиться через 2 - 3 дня пути.

avatar
+1
Alexander,
Если б до пещеры асфальт лежал, тогда да на велике. А так, нет. Лучше пешочком))

Здравствуйте Гость, расскажите что Вы об этом думаете?

avatar
  Погода в пгт.Кировский
  Новые объявления
  Новые комментарии
  Статистика
  Реклама