Кировским районным судом рассмотрен иск гражданина к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда

Кировским районным судом рассмотрен иск гражданина к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда
21.06.2016 в 16:57

27 мая 2016 года Кировским районным судом Приморского края частично удовлетворен иск гражданина Р. к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда в порядке реабилитации и взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации денежной компенсацию морального вреда.

В процессе председательствовала судья Жарова Татьяна Ивановна.

Суд исследовал представленные сторонами доказательства и установил, что

Летом 2015 года, в рамках расследования уголовного дела, правоохранительными органами, по подозрению в совершении ряда особо тяжких преступлений совершенных в отношении малолетнего, был задержан и заключен под стражу гр.Р. сроком на 2 месяца, а потом еще на 30 суток для прохождения стационарной судебно - психиатрической экспертизы. По истечении указанного срока мера пресечения в отношении гр.Р была изменена на подписку о невыезде и надлежащем поведении, а в феврале 2016 года уголовное преследование в отношении гр.Р было прекращено в связи с непричастностью его к совершению указанных преступлений, мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменена, за гр.Р признано право на реабилитацию.

Право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, закреплено Конституцией Российской Федерации, а так же поддерживается позицией Европейский Суд по правам человека. В соответствии с ч.1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда, в связи с чем, судом не приняты во внимание доводы ответчика и третьих лиц о том, что основания для возмещения вреда отсутствуют в связи с отсутствием вины сотрудников правоохранительных органов, а так же имевшем место самооговоре гр.Р., послужившим основанием привлечения гражданина к уголовной ответственности и избрания в отношении него мер пресечения.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, при этом учитываются требования разумности и справедливости.

При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд учел в том числе, что в период нахождения под стражей гр.Р. испытывал сильные переживания и чувство страха за свою жизнь, за жизнь своих близких. С учетом тяжести содеянного и его исключительной жестокости и цинизма, дело получило большой общественный резонанс, сведения о совершенном преступлении, а так же о виновности именно гр.Р стали известны широкому кругу лиц, поскольку распространялись при помощи средств массовой информации - по телевидению на весь Приморский край, в газетах, в том числе в газете «Комсомольская правда», которая распространяется по всей Российской Федерации, в сети Интернет, при этом в указанных СМИ имелись сведения о личных данных гр.Р, а так же иная информация, которая очевидно негативно его характеризовала как личность без каких-либо моральных принципов.

После освобождения из следственного изолятора, гр.Р находился дома на подписке о невыезде, однако имел статус обвиняемого до момента, пока было установлено лицо, совершившее преступление, продолжал получать угрозы, в связи с чем не имел возможности свободно передвигаться, вести нормальный образ жизни, помогать матери - инвалиду, испытывал и в настоящее время испытывает чувство разочарования, страх за свою жизнь и жизнь своих близких. Суд так же учел, что самооговор имел место в связи с тем, что в силу своих индивидуальных психологических особенностей Р. был неспособен противостоять обстоятельствам и последовательно отстаивать свою позицию о непричастности к совершению преступления.

При определении размера компенсации суд также учитывал поведение самого гр.Р в процессе расследования дела. Кроме того, часть негативной информации, распространенной в СМИ, не была установлена правоохранительными органами а распространена самими средствами массовой информации, что дает возможность гр.Р обратиться в суд с иском к иным лицам, поэтому материальная ответственность за вред причиненный от данных нарушений его прав, не может быть возложена полностью на государство, в связи с чем заявленные гр.Р требования удовлетворены судом не в полном объеме.


Пресс – секретарь Кировского районного суда Безродная Е.Б.
Главные новости Кировского района в Telegram